Skip to content

Из истории

За более чем полувековые существование школы ей многое довелось пережить, но она по-прежнему молода и звенит детским многоголосьем.

Пятидесятые, послевоенные   годы  были трудными для всей  страны, тяжело приходилось и жителям Колпашевского района.  Но жизнь постепенно налаживалась,   люди уже смело смотрели вперёд, думали о будущем своих детей. Так, в 1953 году завершилось строительство новой школы (тогда она называлась школой №11), здание которой по тем временам для города Колпашево казалось невероятно величественным, высоким, красивым.  К  этому времени подросли дети, родившиеся после войны, которым было нужно идти в первый класс. В сентябре 1953 года прозвенел первый школьный звонок в стенах этой школы, который стал точкой отсчёта её долгой жизни.

Рисунок1

Итак, 1953 год. Первый директор новой школы – Алексей Михайлович Сентяков —  коммунист, участник Великой Отечественной войны.

С первых дней здесь огромное внимание уделялось  нравственному воспитанию школьников. Ярчайшим примером этого стало следующее событие: ребята написали письма в союзные республики с просьбой прислать флаги этих республик. И через некоторое время верхний зал стал неузнаваемым: на левой его стене под словами «Союз нерушимый, республик свободных» располагались  гербы и флаги союзных республик. В этом зале проходили все торжества, линейки и даже уроки физкультуры (ведь спортивного зала в те времена у школы не было).

Рисунок4

Коллектив школы  был молодой и работоспособный. Его девизом стали слова Некрасова: «Воля и труд человека дивные дивы творят».  В эту пору в школе работали замечательные учителя:   А.Г.Кондаурова, А.Д. Ушакова, П.З.Рахманова, Г.М.Никифорова, Г.А.Галимова,  Р.М. Мартыненко и другие.  Первый завуч школы Анна Сергеевна Кокорина, изучала и распространяла опыт лучших учителей.  Начальные классы курировала Л.Ф.Сазыкина. Основы знаний, фундамент закладывали замечательные учителя начальных классах: Е.В.Былина, С.С.Колмакова, П.З.Рахманова,  В.Г.Киселева, А.М.Игнатьева,  А.П.Чайка и другие.

Рисунок5

 

В любом педагогическом коллективе встречаются своего рода люди-маяки. Которые входят в историю школы, сами становятся её историей. О них всегда  стоит говорить особо.Один из них — Виктор Александрович Сазонов – учитель физики, легенда школы №5. Всегда молодой, энергичный, увлеченный своим делом.  Виктор Александрович являлся автором серии уникальных приборов для демонстрации физических явлений и законов. 

Рисунок12

При школе им был оборудован отличный кабинет физики,  кабинет ТСО (технических средств обучения),  который признавался одним из лучших в городе и радиоузел, который способствовал повышению внутренней культуры и успеваемости учащихся. Кроме этого учитель вёл физический кружок, который все годы занимал призовые места.

Труд Виктора Александровича был отмечен следующими наградами: Отличник народного образования, Отличник просвещения СССР; званиями: Заслуженный учитель школы РФ, Почётный житель Колпашевского района, лауреат Соросовской премии. За многолетний труд в области образования педагог был награжден медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

В школе те годы постоянно проводились теоретические конференции, семинары, открытые уроки – все для профессионального развития учителей.

Второй директор Анатолий Сергеевич Нелидов – коммунист, участник Великой Отечественной войны, грамотный, интеллигентный  педагог, умевший высоко ценить труд каждого учителя. Он был эрудитом. Каждое воскресение совместно со своей женой (врачом) он  принимал участие в литературных викторинах, которые проводилось в городской библиотеке.

Рисунок2

В период его работы в школе особенно была развита кружковая деятельность: танцевальным кружком руководила библиотекарь Э.А.Панова,  кружком химии – учителя О.С.Кравецкая и  М.Е.Васильева, историческим —  Л.С.Рожкова и А.И.Панова.  Педагоги-историки  проводили большую работу:  готовили объемные наглядные пособия, выпускали исторические газеты, изучали историю братской могилы, ездили на раскопки.  Результатом успешной работы исторического кружка стало открытие в 1959 году открытие музея.  В школе периодически проводились предметные недели и вечера. Например, во время проведения  исторических предметных недель на переменах показывали диафильмы, озвучивали устные журналы, проводили политинформации. Итогом был специально организованный и подготовленный вечер.  Много внимания уделялось краеведению. Традиционными были линейки, где каждому классу довались задания,  и ученики по крупицам собирали историю родного края.

Рисунок7

Учителя занимались не только умственным, но и физическим трудом. Вместе с учащимися они строили теплицу, мастерские, первый спортивный зал (сейчас там расположены столовая и гардероб), озеленяли территорию школы. И даже  заложили тополевую аллею по улице Кирова под руководством учителя естествознания Полины Абрамовны Трутниковой–Черновой.

Третий директор – Петр Петрович Нечунаев — отличник просвещения    России, заслуженный учитель, — он являлся инициатором новых технологий в образовании, в частности ввел в школе  методику проблемного обучения.

Рисунок8

Завучем в эти времена была Антонина Ивановна Панова.  Именно она сначала  создала историко-краеведческий кружок, а затем – музей, со временем ставший  известным во всей округе. За огромный вклад в дело воспитания и образования Антонина Ивановна  была отмечена следующими наградами: Заслуженный учитель России, Отличник просвещения, кавалер Орден Ленина.

1968 год. Школа первой в Томской области переходит на кабинетную систему, к которой все педагоги тщательно готовились. Кабинеты готовили и оформляли сами учителя, ученики и их родители.

Постепенно школа расстраивалась, и к строительству были привлечены шефы – предприятия города: РЭБ флота ПГО, КОНГРЭ, ЭТУС, ПМК и другие, а также родители. Ученики были объединены в специальную организацию «Учстрой». Силами детей, учителей и шефов здесь были построены спортивный зал, мастерские, гаражи, стадион «Юбилейный», столовая,  библиотека, подземный тир, теплый туалет.

Важных событий в жизни школы было немало: например, запомнившийся приезд летчика–космонавта, Героя Советского Союза Г.Н.Титова в сентябре 1973 года, очень эффективная работа собственной  киностудии  «Голубой экран», празднование юбилея Победы  9 мая 1975 года и т.д. В день 50–летия ВЛКСМ в стену школы была торжественно замурована капсула с письмом-посланием к потомкам XXI века.

Рисунок6

Также как и ранее учителя продолжали кружковую деятельность, вкладывая в нее свой творческий потенциал и свою душу:  Драматическим кружком руководила В.С.Карпухина. В этом кружке начала свою карьеру профессиональная актриса Любовь Мышева. Кружком юных натуралистов руководила М.А.Зорина.

Учителя физкультуры  В.А.Чеснович  и И.А.Чернышев готовили спортсменов по легкой атлетике и гимнастике. В школе постоянно обновлялась школьная газета, главным редактором которой был Толя Колдунов. Регулярно проводились радиопередачи, которые организовывала и проводила Вера Федорова. Ежедневно проходили политинформации. Активно велась работа с родителями: всеобуч, родительский комитет и прочее.

Большую роль в воспитании подрастающего поколения играли октябрятские, пионерские  и комсомольские организации. Ребята занимались  сбором металлолома, макулатуры, существовало тимуровское движение.

Заметный вклад в работе пионерских дружин оставили: В.П.Дунюшкина, Г.Н.Синева, Л.С.Терехина. Лучшие учащиеся пионерских организаций направлялись во всесоюзный лагерь «Орленок». Школьное руководство, в свою очередь,  активистам и отличникам вручало специально изготовленные красные дневники с автографом летчика космонавта Титова Г.Н.

Традиции школы продолжили и другие руководители школы: Рац Виктор Михайлович; Завьялова Надежда Семеновна; Молокоедова Тамара Алексеевна, Попов Валерий Евгеньевич.

Рисунок3

90-ые годы были тяжёлыми для всех: неустроенность в общественной жизни неизбежно отразилось на состоянии школы. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие финансирования – всё это пришлось пережить. Материальная база школы была доведена до самой низкой планки. В школе оставались только верные своему делу педагоги,  – случайные люди уходили, столкнувшись с первыми трудностями.

Тем не менее люди продолжали трудиться, учить и воспитывать. По количеству призовых мест на олимпиаде в 1997-1998 учебном году школа №5 заняла 3 место. Это был весьма значимый результат, если учесть, что она в это время была самой маленькой школой в городе по количеству учащихся. 2 место среди творческих коллективов области заняли театральные  постановки детей под руководством Е.В. Сивковой.

Рисунок9

В эти годы на базе школы был создан, а потом многие годы активно функционировал туристический клуб «Робинзон», руководителем которого стал Е.Ю.Сивков. «Робинзоны» побывали на Алтае, в Горной Шории, на Енисее, на озере Байкал, во многих других географически интересных  местах Сибири.

С 2000 года директором школы становится  Михаил Николаевич Былин.

Во все времена в школе работало немало творческих, энергичных, талантливых педагогов. Время безжалостно: люди уходят на заслуженный отдых, многих уже нет в живых. Но здесь  бережно хранят память о тех, кто когда-то трудился здесь не за страх, а за совесть, составлял славу и гордость этого учебного заведения.

Школа гордится своими выпускниками. За время существования школа выпустила более 5000 учеников, из них 40 человек окончили школу с золотой медалью, более 80 выпускников – с серебряной. Много славных людей выросло в её стенах: врачи, учителя, спортсмены, бизнесмены, просто хорошие люди.  Многие возвращаются сюда, потому что именно здесь они оставили частичку своего сердца. И сейчас в школе трудятся педагогами 6 ее выпускников: Пономарёва Людмила Кузьминична, Агапова Светлана Юрьевна, Киреева Оксана Викторовна, Девяткина Евгения Владимировна, Филимонова Наталия Валерьевна, Шенделева Дарья Сергеевна. А среди педагогов школ и учебных заведений города также трудится много наших выпускников: Олефир Надежда Николаевна (директор), Авдеева Светлана Сергеевна, Подолякин Алексей Владиславович, Жукова Инна Витальевна, Петрова Евгения Дмитриевна, Маклакова Татьяна Сергеевна, Мафуюань Екатерина Геннадьевна, Мыскова Тамара Филипповна, Тарасова Анна Михайловна, Жолудева Елена Николаевна, Ткаченко Инна Сергеевна(МБОУ «СОШ №7); Баркова Наталья Николаевна, Жерикер Валентина Михайловна, Новикова Галина Кирилловна, Кукушкина Наталья Владимировна, Болгова  Людмила Фёдоровна (МАОУ СОШ  №2); Елисеева Елена Александровна, Кудрякова Светлана Николаевна (ДШИ); Скирневская Татьяна Николаевна( учитель МОУ СОШ №1); Карома Надежда Васильевна (ГДК); Бобрус Александр Гаврилович, Чукова Татьяна Михайловна (Директор ДЮЦа);  Белякова Наталья Викторовна (профсоюз работников образования района);  Подкопаева  Александра Федоровна (бывший Директор ОСОШ); Шуховцова Ирина Павловна, Матвеенко  Алла  Борисовна (МБОУ ТНОШ); Трифонов Владимир Анатольевич (ДЮСШ, тренер); Воронова  Вера  Михайловна (директор), Черникова Наталья Викторовна (МАОУ    ТСОШ); Трифонова Людмила Викторовна (бывший директор МБОУ СОШ №4) и многие другие.

В последние годы обучающиеся школы неоднократно становились лауреатами премии Администрации Томской области в сфере науки и образования. Сегодня учащиеся  школы активно участвуют в различных городских, областных  и российских конкурсах. Начиная с 1-го класса, они —  постоянные участники международных и Всероссийских конкурсов: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «КИТ», «British Bulldog», различных интернет–конкурсов.  Школа славится  и спортивными достижениями своих учеников, постоянно занимающих призовые места в городских и областных состязаниях.

Рисунок10

Успехи учащихся не были бы так высоки, если бы, не профессионализм учителей. Педагогический коллектив средней школы №5 является надёжным, очень творческим  и высоко результативным. В нём создан тот нужный баланс между умудрёнными опытом учителями и молодым,  творческим,  инициативным ядром учителей.

В октябре 2013 года школа отметила свой 60-летний юбилей. За все эти годы она нисколько не состарилась: по-прежнему звенит детскими голосами, бурлит живым общением, вскипает от неудержимой энергии. Она по-прежнему считается одной из лучших в Колпашевском районе, т.к. не только  дает качественные знания, но и воспитывает школьников, учит их культуре, трудолюбию.

Рисунок11Счастье, что живут среди нас те, кто не говорил о добре, а творил его, кто зажигал маяк раньше и зажигает его сегодня так, чтобы корабли не могли сбиться с пути. Благодаря  людям, которые закладывали здесь первые школьные традиции, которые  поддерживают их до сих пор, родилось и продолжает жить и творить добро это уникальное сообщество – средняя общеобразовательная школа №5.